Версия для слабовидящих
Адрес: ЯНАО п. Тазовский, микрорайон Геолог, 15
Телефон: 8 (34940) 2-09-50

Учитель дефектолог

Мозаика – шнуровка.

На своих занятиях с детьми я часто использую мозаику- шнуровку. Имеется материал на лексические темы: овощи, фрукты, животные, растения, насекомые.

Это прекрасная возможность для ребенка познакомиться с окружающим миром, формирует математические представления, цвет, развивает мышление и творческое воображение. Кроме того, мозаика – шнуровка отлично развивает у детей мелкую моторику рук и улучшает координацию движений, что особенно важно для детей с ОВЗ.

На таком занятии ребенок учится завязывать шнурки, причём без проблем. И такой процесс для ребенка интересен и увлекателен.

Занятия со шнуровками улучшают координацию, так как ребёнку приходится продевать верёвочки изнутри и снаружи, попадая наконечниками в узкие отверстия. Это прекрасная тренировка зрения и глазомера, такие занятия повышают концентрацию внимания, развивают усидчивость.

 

 

Тренируем память

Основным видом деятельности является игра. Поэтому предлагаю развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать его интерес к выполнению заданий. Если с ребёнком проводить специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания: картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку предметов, - можно развивать опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

«Каскад цифр»

Цель: развивать кратковременную зрительную память.

Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той же последовательности (вначале две цифры, затем три, четыре и . п.)

6 2…2 8 3…1 7 4 3

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают.

Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить количество картинок, уменьшить время запоминания.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами игрушки. После чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится до 5-6 раз.

«Запомни рассказ»

Цель: развивать словесно - логическую память.

Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Инструкция: «Внимательно слушай и запоминай рассказ».

«Запомни фразы»

Цель: развивать смысловую память.

Инструкция: «Я назову по очереди пять фраз, а ты должен запомнить и назвать:

1. Мальчик устал.

2. Девочка плачет.

3. Папа отдыхает.

4. Мама готовит.

5. Бабушка читает.


«Слышим и правильно произносим звуки»

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель предлагаемых игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша – Даша – каша; тень – день, день – пень, бак – лак – мак – так – рак, жук – лук- стук – тук, выбрать нужную картинку среди: жук – сук, дом – сом, мишка – миска. Затруднение при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!

Выдели слово. Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь) и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Звуковые песенки. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – кричит ослик. Или УА – плачет ребенок. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.

Назови лишнее слово.  Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

Гора, гора, нора, гора. Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса. Утенок, утенок, котенок, утенок.Договори словечко. Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук – такой большой на ветке…(жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась …(шишка).

     Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете малышу также в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности. 

 

 

Праздник «Красивой речи».

С 9.12.2019 по 13.12.2019 на базе МБДОУ детский сад «Радуга» прошла  «Неделя открытых дверей».

В рамках этой недели 11 декабря в старшей группе «Лучики» состоялся праздник «Красивой речи».  К ребятам на праздник пришел Всезнайка, который предложил ребятам поучаствовать в различных конкурсах. Дети с педагогом группы с удовольствием выполняли задания Всезнайки: артикуляционную гимнастику «Трубочка, улыбка, лошадка», пальчиковую игру «Вышли пальчики гулять», вспомнили правило речи:

Ø Говори всегда красиво, смело и неторопливо,

Ø Прежде чем говорить, подумай, о чём хочешь сказать.

Ø Говори на выдохе плавно и ясно.

Детям понравились игры «Эхо», «Кто больше», «Это правда или нет?»

Всезнайка поблагодарил детей за активность, сплоченность, знание и вручил всем детям медали «Умники и Умницы».

  

 

 

Международный день толерантности.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир!

16 ноября - Международный день толерантности.  В этот день педагогами было проведено интегрированное занятие с детьми группы «Речецветик» и «Капитошка».  Мы беседовали о дружбе, добре, уважении друг к другу, вспомнили пословицы и поговорки о дружбе.

Задача педагогов заключалась в том, чтобы сплотить детей, научить их уважению, дружбе, взаимопомощи, чтобы они помнили о том, что все мы разные, но мы равные!   

Вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности  и нельзя забывать в потоке множества дел.

На занятии все дети с удовольствием украшали коллаж «Цветок Толерантности », знакомились с такими понятиями, как мир, добро, любовь, уважение, сострадание, милосердие, прощение, сотрудничество.

В конце занятия педагог прочел стихотворение:

Будь против жестокости, против насилия,

В шестнадцатый день ноября.

Чуть-чуть теплоты, побольше усилия –

И станет прекрасней заря.

Как чудно стараться, терпенью учиться,

И всех с добротой принимать.

Давайте с идеями братьев мириться,

Давайте ценить их, любить, уважать.

Считаем, что такие занятия помогают всем стать добрее, терпимее, бережно относиться к тем, кто рядом.

  

 

 

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям ДОУ.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – сложный процесс, как для самого ребенка, так и для его родителей.

В это время ребенок попадает в совершенно новую для себя среду, где происходит множество изменений: режим дня, место пребывания ребенка, требования к нему. Все эти факторы сильно влияют на эмоциональное состояние малыша и создают для него стрессовую ситуацию.

Поэтому основной задачей для взрослого, в этот сложный для ребенка период, является оказание помощи в адаптации ребенка к условиям пребывания в детском саду.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья адаптация происходит намного сложнее и проблематичнее как правило, дети требуют особого внимания, так как с трудом усваивают программу, медленнее работают на занятиях, не могут общаться со сверстниками.

Для успешной адаптации я использую на занятиях такие методы работы с детьми как: сказкотерапия, смехотерапия, куклотерапия, пескотерапия, игротерапия, которые помогают в коррекции настроения, расширяют сознание и совершенствуют взаимодействие через речь с окружающим миром, ликвидируют переживания детей.

В работе с родителями использую беседы, консультации, ежемесячно оформляю стенд по данной теме.

Таким образом, необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и педагогов.

   

Биоэнергопластика  documents/Bioenergoplastika.pdf (.pdf, 2075Кб)

Основные направления  documents/Osnovnye_napravleniya.pdf (.pdf, 2357Кб)

Памятка игры  documents/Pamyatka_igry.pdf (.pdf, 618Кб)

Рекомендации родителям  documents/rekomendatsii_roditelyam.pdf (.pdf, 113Кб)

"Работа учителя-дефектолога на прогулке с детьми"  documents/na_sayt_dlya_VE.pdf (.pdf, 227Кб)

 

"Развитие связной речи посредством сказок" - Консультация для родителей. Бургазлиева Е.А.:  documents/razvitie_rechi_NA_SAYT.pdf (.pdf, 4198Кб)

 

Консультация для родителей "Крупная польза мелкой моторики", учитель-дефектолог Бургазлиева Е.А.:  documents/Krupnaya_polza_melkoy_motoriki_NA_SAYT.pdf (.pdf, 2158Кб)

 

Использование дидактических игр на всех этапах дефектологической работы.

Каждая игрушка может научить малыша выполнять какое-нибудь артикуляционное упражнение.

Главный партнер ребенка в диалоге – педагог, который эмоционально старается удивить, заинтересовать, увлечь ребенка, побуждает его на высказывание.

В работе с неговорящими детьми лучше использовать хорошо известные народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок». Их сюжеты просты, состоят из повторяющихся действий. Ребенок непросто слушает сказку, а является непосредственным ее участником, беря на себя роль какого-нибудь сказочного персонажа.

Так, например, на начальном этапе работы можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребенок участвует в рассказе добавляя слова за курочку: Ко-ко-ко, за мышку: Пи-пи-пи, как плачут дед и баба: ОЙ-ОЙ.

Для выработки силы и направленности воздушной струи ребенок может подуть на колобка, понюхать цветочки на поляне.

С помощью игрушек можно отработать артикуляцию и звучание гласных: А - широко открывает рот и весело поет Колобок, О – удивляется Зайчик, У – воет Волк, Ы – ревет Медведь, И – поет Лиса.

На гласных звуках можно научить ребенка различать на слух силу подачи голоса, произносить звуки с разной громкостью (далеко - близко, тихо – громко).

Для выработки слухового восприятия можно отстукивать или отхлопывать ритм. Например: Веселый Колобок движется быстро, Косолапый Медведь – медленно.

На первых этапах работы формирование речевых навыков от ребенка не требуется ни чистое произношение каждого звука, ни соблюдение грамматических норм языка. Главное, чтобы ребенок был активен в игре, охотно отвечал на поставленный вопрос, повторял за взрослым правильный образец.

Опыт показывает, что даже малоговорящий ребенок после целенаправленного внимания со стороны педагога способен добиться успехов в развитии своей речи, в накоплении словарного запаса и умении строить простое связное высказывание.


 

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok