Главная» Родителям» Советы специалистов» Психолог» Как правильно подготовить ребенка к школе?

Как правильно подготовить ребенка к школе?

Как правильно подготовить ребенка к школе?

Поступление в школу — достаточно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для родителей. Далеко не все дети психологически готовы к школе. Для них школа — такая же игра. Важно помочь детям правильно «настроиться», чтобы избежать школьной дезадаптации.

Социальная зрелость

Социальная зрелость – одно из необходимых условий обучения в школе – выражается в потребности и умении детей общаться со сверстниками и взрослыми, умении подчиняться законам детской группы, понимании школьной ситуации, готовности принять статус ученика.  Если будущий первоклассник не готов принять позицию школьника, то высокий интеллектуальный уровень вряд ли ему поможет быстро и безболезненно адаптироваться к школе. Адаптация проходит легче, если у ребёнка заранее сложилось тёплое отношение к школе. Такое отношение появляется после соприкосновения с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Сходите с ребёнком на экскурсию в школу, познакомьте его с будущим учителем. Почаще рассказывайте ребёнку о школе, о том, как интересно там будет, как много у него появится друзей, как много ему предстоит узнать и многому научиться.

Очень важна роль взрослых в формировании у ребенка умений взаимодействия со сверстниками. Конечно, полезным в этом вопросе является пребывание дошкольника в условиях детского сада, однако крайне важна и роль семьи: какое место занимает ребенок в системе внутрисемейных отношений, каков микроклимат в семье, как взрослые воспринимают контакты своего ребенка с другими детьми, существует ли в семье традиция организации детских праздников и т.д.

Необходимо также учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. И, конечно, воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается личным примером.

На практике данный компонент психологической готовности часто недооценивают и не придают должного значения уровню его сформированности.

Вот несколько советов для родителей, которые помогут ребёнку легче и быстрее адаптироваться в школе:

-   приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи;

-   не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе;

-   не старайтесь быть для ребёнка учителем;

-   научите ребёнка правильно реагировать на неудачи;

-   в обыденной жизни приучайте ребёнка к самостоятельности;

-   научите ребёнка самостоятельно принимать решения.

 Мотивационная готовность

Мотивационная готовность выражается в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной самооценки, умеренно высоким уровнем притязаний (стремлении достичь чего-либо).

Нежелание учиться может быть в трех случаях:

- если ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности. Так как школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;

- активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых раньше «пугали» школой («Вот пойдешь в школу, тебе там покажут!»);

- если, наоборот, описывали школьную жизнь в радужных тонах. При столкновении с реальностью у ребенка возникает сильное разочарование и резко отрицательное отношение к школе.

Чтобы узнать, есть ли у ребенка желание учиться, сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться:
Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки». А потом спросите своего малыша: а как он считает, почему надо учиться?

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность включает в себя уровень кругозора, определенный словарный запас, а также уровень развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умение выделять учебную задачу.

К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название населенного пункта, где он проживает, название нашей страны, ее столицы, знает не только имена, но и отчества своих родителей, кем они работают и понимают, что их бабушка – мама отца или матери. Дети знают текущий год, времена года и их основные признаки, последовательность наступления, ориентируются в месяцах, днях недели. Они могут назвать основные виды деревьев, отличают диких животных от домашних. Таким образом, дети ориентируются в пространстве, времени и ближайшем социальном окружении.

Говоря об интеллектуальном компоненте психологической готовности к школьному обучению, следует прежде всего обращать внимание не на сумму усвоенных знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов, то есть ребенок должен уметь сравнивать, находя сходство и различие между предметами и явлениями, выделять существенное в окружающем его мире, уметь рассуждать, делать выводы, находить причины.

Чтобы определить, умеет ли ребенок мыслить логически, попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д.

В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.
Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – займитесь развивающими играми.

Уровень речевого развития – одна из важнейших составляющих психологической готовности к школе, так как тесная связь речи с мышлением является необходимым условием успешного овладения школьными знаниями. Очень важно, чтобы ребенок умел выделять отдельные звуки в словах, другими словами, у него должен быть развит фонематический слух.

Чтобы определить, развита ли у ребенка речь, попросите его пересказать рассказ, либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много — 6–7.
По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа — наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Определить уровень развития фонетического слуха помогут следующие игры:

«Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

                            Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.

                            Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.

                            Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет лишние слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же он ошибается, то его фонематический слух надо потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

«Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные).

Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.

Родители, в первую очередь, должны обратить внимание на наличие у будущего школьника стремления получать новые знания, для этого следует всячески поддерживать и удовлетворять естественную любознательность. Необходимо стараться никогда не отмахиваться от детских вопросов, находить время для объяснений (доступных для ребенка). Можно при этом задать встречный вопрос: «А ты как думаешь?».

По мнению психологов и нейропсихологов, самая лучшая «подготовка к школе» происходит при повседневном общении родителей с ребёнком. Больше общайтесь, играйте, рисуйте, читайте ему книжки, и пусть ребёнок придумывает, пересказывает сказки и рассказы, учит стихи, собирает конструктор, занимается спортом.

Как заниматься с ребенком? Постарайтесь выбрать удобное для занятий время. Старайтесь заниматься регулярно. Если в течение недели вы заняты, используйте для этого конец рабочей недели. При обучении придерживайтесь следующих принципов:

-   поддерживайте интересы ребенка;

-   предлагайте ребенку новый материал для речевого развития;
поощряйте ребенка в его стремлении самостоятельно исправлять свои ошибки;

-   одобряйте применение знаний в деятельности.

Не следует думать, что если ребенку пора в школу, то нужно больше времени уделять занятиям, построенным по типу школьного урока, а игра – это уже несерьезно. Большое внимание необходимо уделять развитию различных видов игровой и творческой деятельности: сюжетно-ролевой, рисованию, конструированию, лепке, вышиванию, аппликации. Учебная деятельность безусловно важна, но нельзя забывать, что начало школьного обучения – это переходный период, поэтому следует делать все постепенно, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В 6-7 лет игра продолжает оставаться любимым видом деятельности для ребенка, посредством нее происходит познавательное и интеллектуальное развитие, совершенствуются коммуникативные навыки, развивается произвольность, эмоционально-волевая сфера.

Эмоционально-волевая готовность

Данный компонент выражается в умении ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание не отвлекаясь, а также в уменьшении импульсивных реакций. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия.

Чтобы узнать, может ли ребенок подчиняться требованиям учителя, действовать по правилам и контролировать свои действия, поиграйте с ним игру: «ДА и НЕТ не говорить, ЧЕРНОЕ и БЕЛОЕ не называть». Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов ДА и НЕТ, не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше десяти.
Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok