Главная» Родителям» Советы специалистов» Психолог» Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?

Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?

 Для чего нужен педагог-психолог в детском саду?

Сегодня психолог в детском саду — это не редкость и даже уже не экзотика. Пару десятков лет назад эта профессия была мало востребована, а психолога для дошкольников нужно было искать в столичных клиниках и психологических кабинетах. В наши дни в психологах стали нуждаться потому, что воспитатели и родители признали, что далеко не со всеми трудностями можно справиться только лишь педагогическими методами. Но часто родители до конца не понимают, какую функцию выполняет педагог-психолог в детском саду.

Данный специалист, прежде всего, помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком. В процессе работы психолог помогает родителю (педагогу) осознать проблему, выяснить ее причины и найти решение. Следует отметить, что проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.).

Основной целью детского психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание педагога-психолога привлекают интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка, его эмоциональное состояние и пр. От педагога-психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основными видами деятельности педагога-психолога являются:

Ø психологическое просвещение;

Ø психологическая профилактика;

Ø психологическое консультирование;

Ø психологическая диагностика;

Ø психологическая коррекция и развитие.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) к психологическим знаниям. В нашем обществе еще недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому педагогу-психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров. Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем.   Педагог-психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Педагог-психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Педагог-психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Все педагоги, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Консультации проводятся педагогом-психологом как планово, т.е. по тем возрастным особенностям, проблемам, которые возникают в большинстве случаев, так и по запросу педагогов и родителей.

В обязанности психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает психодиагностика. Задача психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям. Все необходимые психологические обследования с ребенком проводятся только с согласия его родителей (опекунов). Одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Вся информация по результатам психологических обследований передается родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

На основании обследования ребенка составляются рекомендации по дальнейшей работе в воспитании и обучения ребенка, а также коррекционно-развивающие занятия, для педагогов предлагаются игры-упражнения на выявленные отклонения.

В рабочей программе педагога-психолога МКДОУ «Радуга» подробно описывается содержание деятельности специалиста.

 

 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok