Логопед

 Особенности речевого развития ребенка от рождения до 7 лет  (.docx, 19Кб)

 

 Консультация Дыхание и речь ребёнка  (.pdf, 219Кб) 

Консультация Упражнения для развития мелкой моторики рук детей 2 – 3 лет 

 Консультация для родителей Игры по дороге домой  (.pdf, 34Кб) 

 Советы логопеда родителям Пальчиковая гимнастика  (.pdf, 49Кб) 

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

 Формирование лексики у дошкольников "Дикие животные и растения осенью  (.pdf, 2116Кб)"

 «Особенности овладения лексикой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)»  (.pdf, 367Кб)

documents/Osen_zolotaya.pdf

 Формирование лексики у дошкольников "Перелётные птицы"  (.pdf, 3612Кб)

 Формирование лексики у дошкольников "Унылая пора… «Осень»  (.pdf, 4461Кб)


 Рекомендации для профилактики дисграфии  (.pdf, 326Кб) 

 Консультация логопеда  (.pdf, 219Кб) 

Консультация логопеда родителям "Словарный запас и грамматическое оформление речи ребёнка дошкольного возраста." 

Памятка для родителей "Как определить отклонения в речевом развитии ребёнка." 


Рекомендации логопеда родителям

В муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении детский сад «Радуга» подходит к завершению логопедическое обследование детей 4 и 5 лет. К сожалению, выявлен высокой процент детей с речевыми нарушениями. В свете выше сказанного хотелось бы дать практические рекомендации родителям наших воспитанников.

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важным средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Все психические процессы – восприятие, мышление, память перестраиваются под влиянием речи.

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей. Поэтому прислушайтесь к советам логопеда.

  • Разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».
  • Каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • Не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • Развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.
  • Выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными.
  • Используйте упражнения для развития мелкой моторики.

Более подробные разъяснения о выполнении двух последних рекомендаций мы обсудим позже на сайте МКДОУ детский сад «Радуга».  Еще раз хотелось бы напомнить, уважаемые родители,  больше общайтесь со своими детьми. Не оставляйте без ответа все их бесконечные вопросы: «Что это? Как? Зачем?». Не знаете ответа? Найдете его позже. Ведь, получив ответ на интересующий его вопрос, малыш чаще будет обращаться к взрослым, что в свою очередь, развивает его  речь. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения, развивают пытливость его ума, стремление узнать, понять.

Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.

Учитель-логопед

Светлана Владимировна Цицер

 

Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи.

Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее русле, можно добиться значительно более высоких результатов.

При использовании игровых методов в процессе коррекционно – образовательной работы эффективность исправления нарушений речи возрастает почти на 50%.

Основные приемы и способы:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ НА СЛУХ

(ребенок выполняет действия молча)

1.     Подними нужный символ (например, флажок). Педагог произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять флажок, если звук находиться в том месте слова, которое заранее определено педагогом.

2.     Найди необходимый символ среди многих. Педагог и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например, звук с – это насос, ж – это жук, з – звонок. Далее – при произнесении, предъявлении различных слов педагогом – ребенок должен поднять соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.

3.     Сделай соответствующие движения на заданный звук. Педагог и ребенок определяют символы, адекватные тому или иному звуку, например, звук с – это пролетающий самолет, и – это улыбка, щ – щетка. Далее – при предъявлении различных слов педагог – ребенок должен показать определенное движение в случае, если в слове есть тот или иной звук.

4.     Превратись в заданный звук. Педагог и ребенок определяют позы – символы, адекватные тому или иному звуку, например звук ч – Чебурашка, о – олень, т – топор. Далее – при произнесении различных слов педагогом – ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.

5.     Подними подходящую букву. Педагог произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разных положениях. Ребенок должен поднять соответствующую букву, если звук находиться в том положений, которое заранее определено педагогом.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРОИЗНОШЕНИИ

Изолированные звуки

1.     Узнай звук по артикуляции. Педагог показывает артикуляцию того или иного звука. Ребенок должен назвать его.

2.     Узнай звуки по символам. Педагог показывает символ того или иного звука. Ребенок должен назвать его. Символами звука могут служить поза тела, какая – либо фигурка, предмет или его графическое изображение.

3.     Выбери среди многих. Педагог называет слоги, слова, в которых присутствует (или нет) определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук находиться в этом слове, слоге. Можно также выбирать из нескольких картинок, изображающих предметы, ту, в названии которой есть нужный звук.

4.     Правильно – неправильно (преднамеренные ошибки педагога). Тут открывается большой просмотр для творчества педагога: можно, например, показывать на то или иное слово, звук, символ (неправильные) или показывать неправильное движение.

5.     Звукоподражание, стихи-потешки (ребенок считает, сколько раз прозвучал заданный звук). В процессе произнесения речевого материала ребенок отхлопывает, отстукивает, встает, садится тогда, когда услышит нужный (оговоренный) звук. 

Дифференциация в слогах

1.     Повтори за мной цепочку слогов (за-жа-за)

2.     Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук с с любым гласным звуком – са, со.

3.     Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог (два раза – за, три раза - жа).

4.     Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.

5.     Перепутаница. Ребенок хлопает несколько раз, педагог преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.

6.     Считалка. Педагог показывает цифры – ребенок произносит слоги соответствующее количество раз. (попутно формируются элементарные математические представления).

7.     Назови слоги по символу. Педагог показывает символ, а ребенок называет слоги, в которых есть звук, обозначаемый символом.

8.     Право – лево. Педагог отстукивает (например, левая рука – за, правая - жа), а ребенок, считая, сколько раз и какой рукой он это делает, повторяет столько же раз нужный слог.

9.     Добавь слог в конце слова. Педагог называет слог, а ребенок добавляет – из оговоренных – нужный, по его мнению, слог (например, ко – жа, ко – за). Можно пользоваться символами для предъявления первого слога педагогом.

       

 Дифференциация в словах

1.     Придумай слово на заданные символы. Педагог предъявляет символ того или иного звука, а ребенок придумывает слово с этим звуком в оговоренном положении.

2.     Замени звук в слове. Педагог предъявляет тот или иной слог, а ребенок заменяет в нем один звук на оговоренный или любой другой (звонкий, глухой, шипящий, свистящий).

3.     Отгадай слова по символам. В корзиночки каждый из участвующих в игре собирает по предъявляемым педагогом символам того или иного звука (слога) картинки с изображением предметов. Побеждает тот, кто больше наберет слов или картинок.

4.     Кто больше придумает слов. Педагог выбирает символ, картинку, слог – ребенок придумывает слова, за что дается фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

5.     Делай, как слышишь, не делай, как видишь. Педагог договаривается с ребенком о том, что в красную коробочку надо складывать картинки, в названии которых есть тот или иной звук. Затем намеренно совершает неверное действие, а ребенок должен поправить его, сделать правильный выбор.

6.     Найди четвертый лишний предмет. Педагог раскладывает несколько карточек с изображением предметов – ребенок называет их, а затем определяет, какое слово лишнее (в нем нет названного звука или слога).

7.     Составить цепочку. По заданию педагога ребенок выкладывает предметные картинки, названия которых начинаются на определенные звуки, например, з или ж, в горизонтальную, круговую или любую другую схему. Затем «шагает» по картинкам, называя изображенные на них предметы.  

8.     Игра в лото. Педагог дает инструкцию: разложить в две – три стопки предметные карточки, в названии которых естьнет звук, звук находится в началев середине. Побеждает тот, кто набрал большее количество карточек.

9.     Кто больше придумает слов. Педагог задает определенный слог или звук, на который ребенок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).

«Ёлочка»

В эту дидактическую игру можно включить практически все темы, которые осваиваются детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Этой игрой можно начать учебный год и ею же его закончить.

Можно обсудить, почему елочка сначала была вся в снегу, потом стала оттаивать, а еще позже распушила ветки и стала излучать, приятный аромат.

Представив елочку в виде плоской фигуры, можно обсудить, где находятся ее правая и левая стороны, если стать на ее место.

Можно украшать ее игрушками, гирляндами бус и лампочек. Это дает большой простор для развития не только пространственной ориентации и цветовой дифференциации, но и всего комплекса понятии, составляющих речь.

В дальнейшем начинается кропотливая работа, которую можно продолжать и продолжать.

Несоответствие. Что можно и что нельзя повесить на елку? Какого размера украшения вешают на елку?

Дифференциация звуков. Например, свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых при развешивании украшении на елке. При этом развивается ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ).

Выделение звуков в слоге, слове. В начале, середине, конце, например, гласных и согласных, звонких и глухих при развешивании украшении («А какие украшения с данным звуком висят справа? Внизу?»).

Части речи. Что или кто висит на елке? Какой предмет висит на елке? Что делает предмет на елке?

Классификация предметов. Ориентируясь на предметы на елке, можно обсуждать такие вопросы, как «Что съедобно и несъедобно? Летает или не летает? Живое – неживое?».

Обобщающие понятия. Это воздушный или наземный транспорт? Это дикое или домашнее животное? Это дерево или кустарник? 

 

Значение речевых игр в коррекционной работе с детьми

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения.

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.

На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.

 Вот примеры нескольких игр.

«Отгадай предмет по его частям»

В эту игру можно играть в двух вариантах.
Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все кажется, слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.

«Отгадай предмет по описанию».

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные.

« Шаги» (Кто быстрее доберется до...)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!"

Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.

 

Нормы речевого развития дошкольников


Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые  заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.
Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями.
Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Ребенок к трем годам :

-          выполняет словесное поручение взрослого

  («Принеси красный кубик; желтый мячик; маленького зайчика»;

-          знает названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы),  фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

-          употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.)

-          прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

-          наречия  (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);

-          умеет связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картине (2-4 предложения);

-          умеет отвечать на вопросы взрослого.

Ребенок к четырем годам :

-          правильно произносит все звуки родного языка.

-          использует в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили.

-          составляет связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений.

-          понимает содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано.

-          правильно называет существительные в единственном и множественном числе.

-          правильно употребляет предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.

-          пересказывает небольшие литературные тексты, правильно отвечает на вопросы по содержанию текста.

Ребенок к пяти годам :

-          правильно произносит все звуки, говорит не торопясь, выразительно.

-          употребляет в речи простые и сложные предложения.

-          пользуется прямой и косвенной речью.

-          поддерживает непринужденную беседу.

-          составляет небольшой рассказ о предмете картине, по теме.

Ребенок к шести годам :

-          может произносить все звуки

-          владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)

-  составляет рассказы описания, по  картине, из личного опыта и т.д.

- определять место звука в слове

Ребенок к семи годам :

-          может пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану, образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке

-          употреблять синонима, антонимы, сложные предложения разных видов

-          различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложеннии, звуки и слоги в словах, находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Норма усвоения звуков (по годам):

Возраст ребенка

1-2 года

2-3 года

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

 

Звуки

АОЭ

ПМБ

ИЫУ

ФВ

ТДН

КГХЙ

С З Ц

 

Ш Ж

Ч Щ

Л

Р

 

 

 

Консультация для родителей "Готов ли ваш ребёнок к школе" - учитель-логопед Кайгородова Н.Е. 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ

Ваш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, хорошо рассказывает, пишет печатными буквами), Вас всё равно не покидает какое-то беспокойство. Ещё большее волнение испытывает ребёнок, ведь он находится на перепутье между дошкольной и школьной жизнью. Дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределённости всем своим существом: нарушается устойчивость к стрессам, растёт напряжённость. И с таким ребёнком, конечно, нелегко. Поэтому так важно понять это состояние детей и помочь им быстрее привыкнуть к новой жизни. 

Что такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ В ШКОЛУ и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребёнку, а покупка ранца или учебника – обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьями или сёстрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребёнок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определённые права, например на ранец или тетрадки, а также закреплённые за ним обязанности, например рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он ещё полностью не осознаёт, что для того чтобы приготовить урок, ему придётся пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь. А начните эту жизнь со следующего:

– расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

– на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

– воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;

– воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

– никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы типа: «Вот пойдёшь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!» Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2–3-х месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребёнок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. В этот момент стремление в школу, готовность соблюдать школьные обязанности и правила и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребёнок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребёнок не умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребёнку учиться, как бы хорошо вы дома не готовили его к занятиям.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное – это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки – заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и даёт возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью. Поиграйте с ребёнком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы даже можете рисовать эти обозначения, а потом, глядя на них, ребёнку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак будет вбирать в себя всё большее количество материала, а в конце детям уже будет не нужна «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме.

Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, в организации деятельности детей. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения, одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, Вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ребёнок, чтобы учиться в первом классе:

– внимание, способность к длительному (15–20 минут) сосредоточению;

– хорошая память;

– сообразительность;

– любознательность;

– развитое воображение;

– начальные навыки чтения, счёта, письма;

– физическая ловкость;

– волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

– организованность, аккуратность;

– дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Чтобы успешно учиться в первом классе, ребёнок должен научиться понимать учебную задачу, то есть способ деятельности, который предлагает учитель. Для этого необходимы произвольность внимания, умение планировать и контролировать свою деятельность. Помимо этого ребенок должен уметь различать цвет и форму, уметь скопировать фигуру, уверенно держать карандаш, уметь отвечать на вопросы: «Почему?», «Что… , если…», «Если…, то…», т. е. уметь решать простые логические задачи.

У детей шестилетнего возраста, готовых к школе, должны быть сформированы элементарные математические представления: они должны уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значение (впереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу, над, под, за, перед). Проверьте ребёнка, играя с ним. Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший, больше, меньше, равно). Как правило, все шестилетние дети считают до 10, но не все видят, что в словах (один, два, три…) воплощено количество, а значит, не вполне понимают смысл этих слов. Сформировать все эти знания и математические представления в один присест невозможно, но и специального времени для этого нужно не так уж и много. Накрываете на стол – можно потренироваться в определении местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа). При этом обязательно следите за правильным произношением слов и их употреблением. При желании такие занятия можно проводить где угодно и на каком угодно материале.

Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного – умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10–15. А осознаём ли мы, взрослые, что поза человека, длительно сидящего за столом, поза пишущего требует от ребёнка невероятных усилий? Опытные педагоги специально обучают детей этим позам.

Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, которые приобрёл ребёнок при поступлении в школу: умеет ли он убрать постель, игрушки, умеет ли привести себя в порядок, умет ли завязать шнурки на ботинках, застегнуть сандалии, может ли за столом вести себя «как следует» или его приходится кормить отдельно. Именно эти умения будут положены в основу самоорганизации при выполнении учебных заданий.

Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций, умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости, соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать). Обратите внимание на точность копирования – величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий. Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии «дрожат», если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

Развитию тонких двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших) поверхностей, нанизывание бусинок, лепка, определение «вслепую» форм предметов – сначала самых простых. Потом можно и посложнее. В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.

Очень важный элемент готовности к школе – умение ребёнка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребёнок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро её забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдёт». Занятия, направленные на развитие умения действовать по инструкции, проводить не очень просто – наберитесь терпения. Вам придётся настойчиво и спокойно возвращать ребёнка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребёнок устал, перевозбуждён или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребёнка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей – от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Старайтесь избегать укоряющего тона, окриков и одёргиваний. Не допустимы и такие выражения: «Сколько раз повторять одно и то же», «Опять ты делаешь не так». Не забудьте похвалить ребёнка за хорошо выполненную работу, даже если сделано не всё и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но ты забыл…»

Не менее важное условие подготовленности ребёнка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителей. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют свои силы.

Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.

Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление. Трудно и тем детям, которым впервые приходится постигать смысл слов «надо» и «нельзя».

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ваш ребёнок играет со своими сверстниками, подумайте, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.

 

 "Если ребёнок не говорит..." подготовила учитель-логопед Ильина Е.А.  (.pdf, 330Кб) 

 

 Рекомендации родителям -учитель-логопед Цицер С.В.  (.pdf, 237Кб) 

 

Консультации по развитию связной речи- учитель-логопед Кайгородова Н.Е.  documents/Zaychik_i_utochkiRasskaz_po_serii.pdf  (.pdf, 574Кб)

 

Презентация "Обучение составлению рассказа по серии картин" - учитель-логопед Кайгородова Н.Е. 

 

 Консультация учителя-логопеда Кайгородовой Н.Е.  (.pdf, 536Кб)

 

 Обучение составлению рассказа по серии картинок  (.pdf, 568Кб) 

 

 Обучение составлению рассказа-описания  (.pdf, 417Кб) 

 

 Консультация для родителей "Речевая готовность ребенка к школе". Учитель-логопед Цицер С.В  (.pdf, 268Кб).

 

 Методическая разработка к проекту по развитию речи у старших дошкольников «Система формирования навыков и умений связной речи»  (.pdf, 495Кб) 


 
Данный сайт использует «cookie» и сторонние интернет-сервисы для сбора информации технического характера и статистической информации. Ok